Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Приоритеты учителя истории

Приоритеты учителя истории

Реалии постиндустриального общества требуют от современной школы строить образовательный процесс с учетом факторов, многие из которых попросту отсутствовали или были слабо выражены в эпоху традиционного образования.

Не отрицая и не принижая значение традиционных форм и методов обучения, следует признать часть из них, например, стандартную лекцию или рассказ, не достаточно эффективными. Современный ребенок, личность которого формируется (а часто деформируется) в эпоху цифровых компьютерных технологий и при тотальном информационном прессинге, нуждается в большей степени, чем ранее, дифференцированном педагогическом наставничестве, учитывающем его индивидуальные особенности – и психологические, и физиологические, и интеллектуальные.

Кроме того, современный этап общественного развития, характеризующийся переформатированием мировой политической и экономической системы, несет новые вызовы и угрозы. И к ним также следует  готовить юного гражданина России. Тотальная фальсификация великой русской истории, которую практикуют т.н. «западные СМИ», а зачастую и отечественные информационные ресурсы, отсутствие у части российской политической элиты и интеллигенции целостного представления об историческом развитии России – все это налагает дополнительную ответственность на педагога-историка.

Поэтому приоритетной целью исторического школьного образования выступает воспитание у обучающегося чувства патриотизма, любви и уважения ко всей, целиком, истории Отечества. Необходимо построить обучение таким образом, чтобы ребенок принимал все периоды русской истории, и славные, и трагичные, как национальное достояние, как бесценную копилку исторического опыта наших предков. Восприятие отечественной истории как неразрывного и целостного процесса поможет молодому поколению россиян в дальнейшем избежать цивилизационных ловушек, которые не устают конструировать недруги нашей Родины.

                                                     ***

За основу педагогического инструментария предлагается принять системно-деятельностный подход, который сочетает в себе элементы

                                                                                                         

личностно-ориентированных (дифференцированных) и компетентностных направлений, формирует готовность к саморазвитию и самообразованию, настраивает обучающихся на активно-познавательную деятельность.

В качестве педагогических технологий, позволяющих обучающему (учителю) и обучающемуся (ученику) достичь поставленных целей в ходе образовательного процесса, предлагается, помимо всего прочего,  широко использовать  скрайбинг и  кейс-технологии в рамках изучения нового материала, а также его закрепления и оценивания в ходе групповой проектной деятельности. [1] В числе приоритетных целей,  предметных, метапредметных и личностных, следует выделить следующие:

- целостное восприятие истории России и осознание ее достойного места в мировой истории;                                                                                                                                                                  - актуализация широкого спектра универсальных учебных действий обучающихся;                                                                                                                                                          - воспитание  патриотизма;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               - формирование на основе этого ценностно-ориентированной, активной и компетентной личности.

 

 

 

_________________________

  1. Считаем необходимым обозначить свое негативное отношение к излишне широкому использованию в современной российской педагогике англоязычной терминологии (и это при наличии проблемы стремительного сокращения русскоязычного пространства, о чем с тревогой заявляют российские чиновники всех уровней!). Ведь «кейс-технология» – это не что иное, как работа с раздаточным материалом в условиях новых технических возможностей, «коучинг» (термин явно неудачный, сленговый, подходящий для определения услуги, а не педагогической системы) было бы лучше заменить «наставничеством» или «партнерством», а «скрайбинг» давно известен в России (со времен СССР) как методика визуализации посредством опорных графических и видео-сигналов.

См. литературу  по этой теме:

Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.                                                                                 Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. М., 1980.                                                                                        Шаталов В. Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979.

Критика системы Шаталова: Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова?//Вопросы психологии. М., 1987. №2.

Автор:  Куркин А.В.