Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Использование скрайбинг-технологии при изучении темы урока «Отечественная война 1812 г. Вторжение Великой армии Наполеона в Россию. Бородинское сражение»

Использование скрайбинг-технологии при изучении темы урока «Отечественная война 1812 г. Вторжение Великой армии Наполеона в Россию. Бородинское сражение»

Рассмотрим применение скрайбинг-технологии на примере изучения одной из важнейших тем отечественной истории. Всего на изучение,  закрепление и контроль тематики Отечественной войны 1812 г.  мы отводим 4 академических часа: 2 часа – изучение нового материала на базе составления конспекта с применением в т.ч. технологии скрайбинг;  2 часа -  закрепление и контроль полученной информации с применением в т.ч. коучинг-технологии с элементами кейс-технологии.

Ниже приведено описание одного (первого из четырех) урока, на котором обучаемые овладевают информацией о начальном периоде Отечественной войны 1812 г., начиная с причин ее возникновения, и заканчивая решением русского штаба оставить Москву после Бородинского сражения. Тип урока: изучение нового материала.

Цели и планируемые результаты (соответственно, предметные, метапредметные и личностные) урока:

- овладение обучающимися необходимыми тематическими знаниями, связанными с проблематикой Отечественной войны 1812 г., для текущего и последующего усвоения учебного материала по курсу истории России за 9 класс;

- овладение обучающимися необходимым спектром универсальных учебных действий;

- формирование обучающимися внутренней позиции сопричастности с богатой историей России, гордости за свою страну и чувства патриотизма.

Задачи (соответственно, предметные, метапредметные и личностные) урока:

  1. Обеспечить создание у школьников образного представления о событиях и участниках Отечественной войны 1812 г., о ее причинах и итогах, наконец, о ее глобальной роли в дальнейшем развитии истории России и мира посредством технологии скрайбинга с элементами коучинга и погружения.

                                                                                                                         

  1. Актуализировать ряд универсальных учебных действий учащихся в спектре:                                          - планирования,               - самоконтроля,                                                                                                                                               - самостоятельного сбора и запоминания необходимой информации,                                                     - умения правильного формулирования мысли с вычленением главного и второстепенного,                                                                                                                                          - правильной интерпретации знаковых символов и умения ими оперировать,                                         - критического восприятия информации,                                                                                                     - анализа полученной информации.
  2. Сформировать основы гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей принадлежности к народу-победителю.

Мультимедийное оборудование:   

- средства ИКТ: интерактивная доска с необходимым оборудованием; зона Wi-Fi интернет;

- научное сопровождение: авторский графический план-конспект урока, выполненный на основе обработки актуальной информации, в т.ч. учебно-методического и научно-тематического направлений; тематическое методическое сопровождение на цифровых носителях; литература из кабинетной библиотечки; учебная карта «Отечественная война 1812 г.» [2]

- художественное сопровождение: репродукции фрагментов панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва» на цифровых носителях; видеофрагмент художественного фильма режиссера С.Бондарчука «Война и мир», 1965-1967 гг. (серия 3 «1812 год») по одноименному роману Л.Толстого.

________________________________

  1. Список источников и литературы, доступных учащимся на всем протяжении изучения темы «Отечественная война 1812 г.»:

ИСТОЧНИКИ: Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., 1962; Записки А.П.Ермолова, 1798-1826 гг. М., 1991; Изгнание Наполеона из Москвы. М., 1938. ЛИТЕРАТУРА: Бегунова А. Сабли остры, кони быстры… М., 1992; Бескровный Л. Отечественная война 1812 года. М., 1962; Берто Ж., Вокс М. Рабочий день императора. // Империя истории. Спб, 2001. №1; Бородино, 1812. / Под ред. П.А.Жилина. М., 1987; Бородинская панорама. / Под ред. И.А.Николаева. М., 1984; Жилин П. Фельдмаршал М.И.Кутузов. М., 1988; Торопцев А. Наполеон. М., 1995; Чандлер Д. Военные  кампании Наполеона. М., 2011.

История России. XIX в. Интерактивное учебное пособие. ФГУП ПКО «Картография».

                                                                                                                 

Ход урока

1 ЭТАП. Мотивация и актуализация. (5-7 мин)

Опускаем организационный момент (он присутствует в обязательном порядке в виде построения и доклада командира класса, что следует из кадетской направленности СОШ №60) и переходим к МОТИВАЦИИ деятельности обучающихся и АКТУАЛИЗАЦИИ темы урока, которая начинается со знакомства с предстоящим домашним заданием. Оно размещено на интерактивной доске (увеличенный фрагмент плана-конспекта) 

3_1812_god_(4).jpg

Обучающиеся фиксируют задание в своих дневниках (учитель проговаривает вслух домашнее задание), после чего, убедившись в фиксации задания всеми обучающимися, акцентирует их внимание на репродукциях картин, представляющих солдат французской и русской армий. В ходе возникшего диалога обучающиеся вовлекаются в тематику предстоящего урока, получают нужный эмоциональный настрой и участвуют в формулировании темы  занятия. Наиболее активные из них получают первые баллы («плюсы»), которые самостоятельно фиксируют на полях своих рабочих тетрадей. [3]

_____________________________

  1. Одним из используемых нами КИМов являются «плюсы» (+), т.е. блиц-результаты за правильный ответ или положительную активность. 10 набранных + соответствуют оценке «5», от 7 до 9 + оценке «4», от 4 до 6 + оценке «3». Данные КИМы основаны на взаимодоверии ученика и учителя, т.е. подразумевается, что обучающийся не «пририсовывает» незаслуженные +. Данные оценки выставляются в журнал по желанию обучающегося.

 

                                                                                                                          

После формулирования темы урока (учитель это делает самостоятельно, поскольку вовлечение учащихся в формулирование темы урока представляется не всегда оправданным) на доске открывается весь план-конспект, рассчитанный на два занятия.  Обучающиеся оценивают грандиозность стоящей перед ними задачи и начинают мыслить над способами ее решения. А учитель поясняет узловые моменты предстоящей темы – как в плане исторической актуальности, так и в плане технологических решений, при помощи которых ученик должен овладеть массивом данной информации.

Затем укрупняется фрагмент конспекта с темой занятия и главным проблемным вопросом, на который обучающиеся в ходе этого и последующего уроков должны будут сформулировать ответ.                                                                                                                      

Учащиеся начинают работу в своих тетрадях и фиксируют тему урока. Одновременно они открывают учебники в нужном месте (Ляшенко Л.М. История России. XIX – начало XX вв. Учебник. «Дрофа», М., 2016. С. 40-41) и совместно с учителем оценивают минимальный объем тематической терминологии и хронологии, необходимой для усвоения. Одаренные ученики дополняют учебники  письменными источниками и специальной литературой из библиотечки кабинета.

Одним из элементов технологии погружения в изучаемую тему служит аутентичная сабля французского пехотинца образца 1805-1807 гг. (из личной коллекции Куркина А.В.), которую учитель (и, естественно, обучающиеся) используют в качестве указки. Ученики знают о том, что сабля является вещественным источником и «свидетелем» «грозы двенадцатого года».

 

2 ЭТАП. Освоение информации с применением скрайбинг-технологии (30 мин).

Используя знания учащихся по темам предыдущих уроков, учитель формулирует совместно с детьми причины Отечественной войны, подчеркивает оборонительный, т.е. справедливый характер войны со стороны Российского государства. Причины (1,2,3…) тут же фиксируются наиболее активными учащимися мелом или маркерами на обычной учебной доске и остальными – в рабочих тетрадях. Проявившие знания и активность ученики при этом получают новую порцию «плюсов».

Учитель укрупняет на интер-активной доске очередной блок плана-конспекта и ярко и образно комментирует его, акцентируя внимание учеников на узловых моментах и исторических персонажах. Обучающиеся поэтапно фиксируют начальный блок плана-конспекта в своих тетрадях, периодически сверяя его с картой, помещенной в учебнике (С. 42) и на доске.                                                                                                                

Рис. Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию.

3_1812_god_(2).jpg

По окончании работы в качестве промежуточного закрепления учащиеся отвечают на вопросы, помещенные в данном блоке (обозначены зеленым цветом), тренируются визуально определять русских и французских генералов (надписи временно закрываются).

За тем настает время второго и основного блока урока – Бородинская битва. Укрупняется следующий фрагмент конспекта, на котором схематично изображены планы Кутузова и Наполеона  относительно предстоящей «генеральной баталии». 

Рис. Бородинское сражение, 7 сентября (26 августа) 1812 г.

3_1812_god_(3).jpg                                                                                                                 

Ученикам предлагается оценить сильные и слабые стороны планов великих полководцев, подумать, как бы они сами поступили на их месте.

На доске открывается новое интерактивное окно с изображением плана поля боя. Окно способно демонстрировать как само Бородинское поле, без войск и укреплений, так и боевые построения и динамику маневров. Так же на нем можно рисовать стилосом, используя разные цвета.

 

Учащимся предлагается представить себя на месте русских воинов, готовящихся к битве за свое Отечество. Задействуются эмоциональное восприятие и межпредметные связи (история-литература) посредством репродукции бессмертных строчек  М.Лермонтова:

Но тих бивак наш был открытый,                                                                                                                   Кто кивер чистил весь избитый,                                                                                                                         Кто штык точил, ворча сердито,                                                                                                                       Кусая длинный ус…

Обучающиеся поэтапно фиксируют план-конспект в своих тетрадях. Готовясь к «отражению вражеской атаки», они «возводят» укрепления и «осваивают» боевые построения, т.е. изучают и записывают новую терминологию: флеши, редут, каре (обозначены красным цветом).

                                                                                                                 

Далее следует краткое, но эмоциональное описание Бородинской битвы (все зависит от ораторских умений учителя), сопровождаемое демонстрацией фрагментов панорамы Ф.Рубо  и собственно хода сражения на интерактивном плане. Используя стилос, учитель синими и красными цветами наносит на карту местности расположение войск и их маневры. Драматизм рассказа усиливается коротким (3 мин.) фрагментом из фильма «Война и мир»: незабываемая сцена атаки французской кавалерии и пехоты на батарею Раевского (в гуле тысяч копыт, грохоте залпов в упор, криках людей и конском ржании.

Вновь задействуются межпредметные связи (учащиеся получают информацию о романе Л.Толстого, который им предстоит изучать в следующем году). Подводятся итоги сражения, учитель говорит о           противоречивых цифрах потерь той и другой армии. Акцентируется внимание на силе духа и традиционном массовом героизме русских солдат и офицеров, которые своей кровью исправили ошибки высшего командования.

Тем не менее, фиксируется мысль, что русская армия, смешав планы Наполеона на полный разгром и уничтожение противника, все же проиграла «по очкам» и после военного совета в Филях была вынуждена оставить Москву. Эпилогом звучат строчки А.Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,                                                                                                                              Последним счастьем упоенный,                                                                                                                       Москвы коленопреклоненной                                                                                                                                С ключами старого Кремля:                                                                                                                              Нет, не пошла Москва моя                                                                                                                                   К нему с повинной головою.                                                                                                                                   Не праздник, не приемный дар,                                                                                                                         Она готовила пожар                                                                                                                                  Нетерпеливому герою.

Затем следует промежуточное закрепление и коррекция знаний второго блока. Учащиеся отвечают на вопросы по изученному блоку (обозначены зеленым цветом). Два ученика, набравшие наибольшее количество +, выходят к доске и «обороняют Багратионовские флеши», т.е. поочередно отвечают на вопросы одноклассников по всей тематике только что изученного материала. Победитель (его победу должен признать его оппонент и учащиеся класса) овладевает «трофеем»: получает возможность сделать фотоснимок на фоне батальной сцены со старинной саблей в руках.

 

3 ЭТАП. Подведение итогов. (5 мин.)

Учитель возвращает обучающихся к главному вопросу темы. Учащиеся пытаются сформулировать промежуточный ответ, опираясь на только что полученные знания. Наиболее удачная формулировка фиксируется в устной форме с перспективой дополнения на следующем уроке, когда будет изучена вся тема.

Фиксируется степень достижения предметной цели занятия: обучающиеся на удовлетворительном уровне усвоили материал и готовы к его последующей репродукции, а также к усвоению новых знаний;

                                                                                                                 

фиксируется степень достижения метапредметной цели занятия: ученики продолжают уверенно овладевать широким спектром универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательных, регулятивных и личностных (что следует из типа урока), чуть в меньшей степени — коммуникативных (им в большей степени посвящены 3 и 4 уроки цикла);

фиксируется степень достижения личностной цели занятия: посредством использования технологий скрайбинга и погружения обучающиеся «пропустили сквозь себя» весь драматизм начального периода Отечественной войны 1812 г., сопереживая нашим далеким предкам, которые прославили поля сражений под Салтановкой, Смоленском и Бородино. Акцентируется внимание учащихся на чувстве гордости, которое испытывает каждый гражданин России при упоминании Отечественной войны 1812 года.

Подводятся итоги по набранным «плюсам». Те из учеников, кто накопил достаточное количество + для получения положительной оценки, получают заслуженные «пятерки» и «четверки» (а кто-то и «тройке» рад). Все учащиеся к концу урока должны  перенести в свои рабочие тетради два блока плана-конспекта и необходимую терминологию. [4]

 

Полный интерактивный план-конспект 2 уроков по теме "Отечественная война 1812 года"

3_1812_god.jpg

Автор:  Куркин А.В.