Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Использование кейс-технологии в рамках групповой проектной деятельности  в условиях закрепления материала по теме «Отечественная война 1812 г.»

Использование кейс-технологии в рамках групповой проектной деятельности  в условиях закрепления материала по теме «Отечественная война 1812 г.»

Ниже приведено описание 3 и 4 уроков по теме «Отечественная война 1812 г.», которые завершают изучение темы путем создания обучающимися конечного продукта — проекта «Карта №-ского полка».

Сдвоенные уроки относятся к комбинированному типу и включают в себя элементы:

- закрепления изученного;                                                                                                                                     - применения знаний и умений;                                                                                                                             - обобщения и систематизации знаний;                                                                                                                 - проверки и коррекции знаний и умений.

Урок проводится в форме групповой проектной работы с элементами кейс-технологии. Обучающиеся работают в группах по 4 (3-5) человека с выходом на конечный продукт: заполнение «Карты №-ского полка» и ее презентации и защиты.

Цели и планируемые результаты (соответственно, предметные, метапредметные и личностные) урока:

- овладение обучающимися необходимыми тематическими знаниями, связанными с проблематикой Отечественной войны 1812 г., для текущего и последующего усвоения учебного материала по курсу истории России за 9 класс;

- овладение обучающимися необходимым спектром универсальных учебных действий;

- формирование обучающимися внутренней позиции сопричастности с богатой историей России, гордости за свою страну и чувства патриотизма.

Задачи (соответственно, предметные, метапредметные и личностные) урока:

  1. Обеспечить создание у школьников образного представления о событиях и участниках Отечественной войны 1812 г., о ее причинах и итогах, наконец, о ее глобальной роли в дальнейшем развитии истории России и мира посредством проектной деятельности с применением кейс-технологии.

                                                                                                    

  1. Актуализировать ряд универсальных учебных действий учащихся:

2.3. Познавательные:                                                                                                                                               - овладеть навыками поиска и научного оформления новой информации (работа с письменными источниками и литературой);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - уметь структурировать полученные знания.

2.1. Коммуникативные:                                                                                                                                           - уметь вступать в диалог и вести его;                                                                                                                    - уметь находить консенсус и идти на разумный компромисс;                                                                             - уметь вести монолог.

2.2. Регулятивные:                                                                                                                                                  - уметь работать в группе;                                                                                                                                       - уметь осуществлять целеполагание;                                                                                                                   - уметь осуществлять планирование;                                                                                                                    - уметь осуществлять корректировку плана.

2.4. Личностные:                                                                                                                                                     - развить способности ценностно-смысловой ориентации;                                                                                 - расширить спектр нравственно-этического оценивания.

  1. Сформировать основы гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей принадлежности к народу-победителю.

Мультимедийное и кейс-технологическое сопровождение урока:   

- средства ИКТ: интерактивная доска с необходимым оборудованием; зона Wi-Fi интернет;

кейс-сопровождение:  литература из кабинетной библиотечки (См. перечень на с.6); подготовленные «Карты №-ских полков» с приложениями.

 

 

Ход занятия

1 ЭТАП. Организационный (3 мин).

Данный этап начинается за несколько минут до звонка. Обучающиеся, знакомые с различными видами групповой деятельности, разбиваются на группы по 4 (3-5) человека в каждой. С началом урока обучающиеся готовы к групповой работе.                                                                                                                                                                                       

Состав группы следующий:

- обер-офицер (капитан команды и докладчик, осуществляет управление группой, участвует в поиске и адаптации материала, а также руководит презентацией полученного продукта);

- унтер-офицер, фельдфебель (помощник капитана, следит за рабочей дисциплиной, участвует в поиске и адаптации материала, на презентации выступает в роли критика, т.е. готовит вопросы для одной из команд оппонентов);

- рядовой-ветеран (участвует в поиске и адаптации материала, помогает капитану в защите продукта, т.е. участвует в ответах на вопросы критиков оппонентов);

- рядовой-рекрут (участвует в поиске и адаптации материала, заполняет «Карту №-ского полка»).

Учащиеся самостоятельно распределяют роли внутри группы.

 

2 ЭТАП. Мотивация и актуализация. (5-7 мин)

Учитель ставит цель проектной деятельности (получение конечного продукта в виде правильно оформленной «Карты №-ского полка» с выходом на конечный результат – грамотная презентация своего проекта), акцентирует внимание учащихся на овладение необходимыми научными навыками, в т.ч. работы с письменными историческими источниками согласно алгоритму: поиск информации – анализ информации – структурирование информации – синтез. Следует особо подчеркнуть, что данный алгоритм применим к различным, не обязательно историческим или письменным, информационным источникам, и может использоваться на протяжении всей жизни в различных сферах деятельности.

 

3 ЭТАП. Проектная деятельность с использованием кейс-технологии. (30-40 мин)

Капитаны команд (обер-офицеры) по очереди подходят к учительскому столу и выбирают по одной «Карте №-ского полка», которые лежат лицевой стороной вниз.  Каждая карта содержит название одного из прославленных русских полков, отличившихся в Отечественной войне 1812 г. (например, Лейб-гвардии Измайловский полк, Кавалергардский полк, Павловский гренадерский полк и т.д.), а также 7 заданий различной сложности, выполнить которые можно только с привлечением тематических письменных источников и специальной научно-популярной литературы. К каждой карте прилагается репродукция фрагмента панорамы «Бородинская битва» Ф.Рубо. Таким образом, каждая из команд на время урока «превращается» в тот или иной русский полк и должна «повторить» его боевой путь, т.е. выполнить задания, напрямую или косвенно связанные с действиями полка в ходе Отечественной войны 1812 г.

.

Учитель знакомит учеников (если для них подобная работа проводится впервые) с правилами оформления ссылочного аппарата. Образец записывается на рабочую доску. Так же учитель знакомит обучающихся с приемами работы с источниками, сокращающими время поиска и анализа.

Ученики приступают к работе согласно своим групповым обязанностям. Проекты оформляются на нескольких листах, которые подшиваются затем в  папки. К проекту прилагается «Карта полка» и перечень «чинов полка», т.е. членов группы. В процессе работы учитель корректирует работу обучающихся, оказывает им необходимую помощь.

 

4ЭТАП. Презентация (30-40 мин).

Данный этап проводится на следующем уроке. Группы-команды поочередно представляют свой проект, озвучивая ответы на поставленные вопросы. На интерактивной карте отмечается и фиксируется местоположение полка в начале и конце Бородинского сражения. Репродукция фрагмента панорамы «Бородинская битва» выводится на интерактивную доску и комментируется. «Полк» так же должен «отбить вражескую атаку», т.е. ответить на вопросы критика соседней команды. «Фельдфебели» полка должны следить за регламентом и дисциплиной.

Презентация считается завершенной после выступления последней группы. К этому моменту интерактивная карта Бородинского сражения буквально испещрена метками полков, наглядно демонстрируя ратный подвиг русских солдат и офицеров и неразрывную связь двух поколений – нынешних молодых людей и их далеких предков.

5 ЭТАП. Подведение итогов (7-10 мин)

В процессе презентации команда набирает определенное количество баллов (по 1 за правильный ответ, дополнительно  по 1 за каждую «отбитую атаку» и за задание повышенной сложности). В зависимости от набранных баллов команда получает оценку «5» (10 баллов и выше), «4» (7-9 баллов), «3» (4-6 баллов). При этом команда в праве наиболее активному участнику повысить оценку на 1 пункт, а наиболее пассивному – понизить на 1 пункт. Учитель поясняет, что в русской армии по традиции Георгиевские солдатские кресты часто выдавали  не конкретному бойцу, а по несколько штук на роту, и солдаты уже сами определяли, кто из них достоин награды.                                                                                                        

Капитаны команд с согласия своих «соратников» заполняют листы с перечнем «чинов полка» полученными оценками, прилагают их к папке с проектом  и сдают учителю.

Учитель подводит итоги. Фиксируются результаты универсальной учебной деятельности учащихся, которые на удовлетворительном уровне:овладели  навыками поиска и научного оформления новой информации (работа с письменными источниками и литературой);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - закрепили умение структурировать полученные знания;                                                                                    - закрепили умение вести диалог и монолог;                                                                                                       - закрепили умение осуществлять целеполагание, планирование  и корректировку плана;                                                                                                                                                                                   - закрепили умение работать в группе.                                                                                                        

Результатом этого стали исполненные групповые проекты и их презентация, в ходе которых обучающиеся подтвердили удовлетворительный уровень усвоения материала по теме «Отечественная война 1812 г.». При этом был широко задействован личностно-эмоциональный фактор со стороны всех участников учебного процесса, позволивший как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне зафиксировать цивилизационную сопричастность современных россиян  событиям «грозы двенадцатого года».

Наиболее удачные фрагменты проектных работ впоследствии  вывешиваются на отдельную доску объявлений (имеется в классе) и подписываются. Так же вывешивается рейтинговый листок с результатами команд. Подобная мини-выставка достижений учащихся класса сохраняется в течение недели и вызывает живой интерес и обсуждения у обучающихся других параллелей.

Автор:  Куркин А.В.